Китай в 2024 году увеличил импорт из России продуктов неорганической химии (+81%, до $1,55 млрд). В этой товарной группе в значительной степени речь идет о ядерном топливе, говорит ведущий эксперт ЦМАКП Андрей Гнидченко. В частности, субпозиция «уран, обогащенный ураном-235, и его соединения» возросла в два раза — до $849 млн, уточняет Фиранчук. В 2023 году правительство России разрешило «Росатому» до апреля 2026 года вывозить в КНР уран с обогащением изотопом урана-235 не более 30,4%. «Росатом» принимает участие в строительстве двух АЭС в Китае.

Среди товарных групп, показавших отрицательную динамику в стоимостном выражении, можно выделить масложировую продукцию и драгоценные металлы.
Импорт жиров и масел из России сократился на четверть — до $1,9 млрд, главным образом из-за снижения стоимостных объемов по рапсовому маслу и подсолнечному маслу.
Поставки драгоценных металлов и камней из России в Китай в прошлом году сократились на 49%, до $1,17 млрд, в основном это металлы платиновой группы: так, импорт платины снизился с $827 млн в 2023 году до $195 млн в 2024-м, в физическом выражении — в 3,9 раза. Поставки российского палладия уменьшились на 18%, до $626 млн, хотя в натуральном выражении выросли на 7,6%, отражая снижение цен на металл.
Снижение поставок российских платиноидов коррелирует с общим снижением этой статьи в импорте Китая — с $6,4 млрд до $5,6 млрд, замечает Фиранчук.
В то же время Гнидченко указывает, что, хотя прямой импорт платиноидов в Китай из России в 2024 году резко снизился, параллельно возрос импорт из Гонконга, который до 2023 года не выступал крупным хабом поставок этих товаров в Китай. «Происхождение товаров, поступающих в Китай через Гонконг, может быть самым разнообразным, в том числе и российским», — не исключает эксперт.
Источник: http://english.customs.gov.cn/